Мансуров Бурхан Хуснутдинович

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
Борһан Мансуров
(1889-1942)

БОРҺАН МАНСУРОВ
БУРХАН ХУСНУТДИНОВИЧ МАНСУРОВ

(1889-1942)
(Борһан Хөснетдин улы Мансуров)

Государственный деятель

Биография

  • Родился в деревне Старое Зеленое Хвалынского уезда Саратовской губернии в семье сельского муллы.
  • В 1908-15 на пед. работе в Астраханской, Саратовской, То­больской, Петроградской губ. В 1918-20 чл. ЦК Рос. Мусульм. коммунистич. партии, ред. газ. «Хоррият», «Кызыл Шималь», зам.

пред. Центр, мусульм. комис-та, ред. газ. «Эшче», зав. издат. отд. Центр. Бюро комму­нистич. орг-ций народов Востока. В 1920 пред. През. ЦИК ТАССР. С 1921 на хоз. ра­боте в Москве, в 1934-37 ответ, ред. журнала «СУГЫШЧАН АЛЛАСЫЗ (Воинствующий безбожник)». Чл. ВЦИК РСФСР.

  • 1920—1921 гоыд Председатель ТатЦИКа.Обучение начал в медресе своего отца. В возрасте 11 лет отослан в Астрахань, где вынужден был совмещать учёбу с работой мальчиком в торговом заведении. Здесь знакомится с представителями передовой интеллигенции города, читает революционную литературу, участвует в нелегальных собраниях. Революционную деятельность начал в 1905 году с распространения листовок и прокламаций среди татарских рабочих. В 1906 году участвует в выпусках подпольной революционной газеты «Уйгату» («Пробуждение»). За свою революционную активность подвергся преследованиям со стороны полиции и духовенства, вынужден был уйти из медресе. Уехав в степные районы губернии, вёл революционную пропаганду среди казахов, а затем ввернулся на родину, поступив на работу учителем в земскую школу. В 1907 году уехал в Казань и поступил в татарскую школу «Марджания», откуда вскоре был исключён за агитационную работу среди учащихся. Некоторое время работал учителем в медресе в Новотатарской слободе. В этот период знакомится с большевиками Хусаином Ямашевым, Мингазом Коновым и другими, проводившими пропаганду среди татарских рабочих заводов Утямышева, Крестовниковых. Попав под наблюдение полиции, в 1908 году вынужден уехать в Астрахань, где вступил в подпольную организацию, параллельно работая в легальной газете «Идель», откуда через год исключён за революционные статьи. После этого и до 1915 года, работая учителем, объехал Астраханскую, Саратовскую, Петроградскую, Тобольскую губернии, Акмолинскую область. В 1915-1917 годах участвовал в строительных работах на Мурманской железной дороги, где также вёл политическую агитацию. После Октябрьской революции приехал в Петроград, где принял участие в организации Центрального Мусульманского комиссариата, в котором возглавил отдел труда. В июне 1918 года на совещании коммунистов-мусульман избран в состав Центрального комитета организации. Вскоре занял пост редактора газеты «Коммунизм байрагы» («Знамя коммунизма»), затем редактора газет «Хуррият» («Свобода») и «Кызыл Шималь» («Красный Север»). Организовал коммунистическую фракцию в Петроградском мусульманском комиссариате, вёл борьбу против пронационалистического большинства Комиссариата. В 1919 году по постановлению ЦК партии направлен в Москву, где начал редактировать центральный орган Коммунистической организации народов Востока (КОВН) газету «Эшче», одновременно являясь председателем секции коммунистов Востока при Московском комитете РКП(б) и заместителем председателя Центрального Мусульманского комиссариата при Наркомнаце. В эти годы работал с такими татарскими революционерами, как Мулланур Вахитов, Камиль Якубов, Сахибгарей Саид-Галиев. В период наступления белогвардейских частей Юденича на Петроград, по заданию ЦБ КОВН прибыл сюда, чтобы возглавить мусульманские организации и татаро-башкирские части. В ноябре 1919 года как делегат присутствовал на II съезде коммунистических организаций народов Востока, на котором был избран в состав ЦБ КОВН при ЦК РКП(б) и стал работать заведующим издательским отделом. Вместе с Саид-Галиевым организовал перевод марксистской литературы на татарский, азербайджанский, персидский, казахский, узбекский и другие восточные языки. В период образования Татарской АССР в составе делегации, возглавляемой Саид-Галиевым, был на приеме у В.И.Ленина, который расспрашивал делегатов об экономике, вопросах культуры, интересовался их предложениями по образованию Татарской республики. После провозглашения Татарской республики принимал непосредственное участие в укреплении Советской власти на территории ТАССР, в подготовке и проведении учредительного республиканского съезда Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. На первом заседании избранного на съезде Центрального Исполнительного Комитета ТАССР (ТатЦИКа) был избран первым председателем его Президиума. Занимал пост члена ВЦИК РСФСР, участвовал в работе Всероссийских съездов Советов и Х съезда РКП(б). В конце июня 1921 отозван в аппарат ЦК РКП(б), а затем назначен редактором всероссийской газеты «Игенчелэр» («Хлеборобы»); в эти же годы сотрудничает в журнале «Фэн хэм дин» («Наука и религи»я), был членом редколлегии журналов «Яшь эшче» («Молодой рабочий») и «Кечкенэ иптэшлэр» («Юные товарищи»), вел активную работу по воспитанию молодых журналистов (среди его учеников был Муса Джалиль). С марта 1934 года по август 1937 года работал ответственным редактором журнала «Сугышчан алласызла»р («Воинствующие безбожники»), часто выступал в качестве лектора-пропагандиста на предприятиях и учреждениях Москвы. В 1937 году тяжело заболел, но даже будучи инвалидом не оставил общественную жизнь. В начале Великой Отечественной войны его отправили в Ведогущанский леспромхоз Московской области на заготовку дров для Москвы. Он умер там 15 августа 1942 года. Как пишет Мунира Сайдашева, после встречи с В.И.Лениным Мансуров вспоминал, что после его рассказа Владимир Ильич заметил: «Ого, вы хорошо работаете! Татария должна быть очагом культуры, она должна сыграть большую роль в интернациональном воспитании трудящихся татар и вовлечении их в строительство социализма.» Все его богатое революционное прошлое говорит за то, что красное пролетарское знамя, порученное ему представителями трудящихся Татарской Социалистической республики, будет высоко развеваться над поднимающимся Востоком и будить и звать угнетенные народы на борьбу с вековыми эксплуататорами. («Известия ТатЦИКа», 29 сентября 1920 года)

Вклад

Признание

Источники