Литвинов Александр Александрович

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
Александр Литвинов
(1861-1933)

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ЛИТВИНОВ
(1861-1933)


Дирижер, скрипач, педагог, музыкально-общественный деятель, Заслуженный артист Татарской АССР


Биография

  • Родился в Москве 10(23) июня 1861 года в небогатой купеческой семье, где музыка не считалась серьезным занятием.
  • 1873 год - рано проявившиеся музыкальные способности позволили ему поступить в Московскую консерваторию, хотя по существующему тогда положению в консерваторию принимали учеников старше 14 лет. Начав заниматься по классу скрипки у профессора Ф.Лауба, после его смерти был переведен к профессору Н.Гржимали, у которого он окончил консерваторию. По теоретическим предметам А.А.Литвинов занимался у П.И.чайковского, личность которого оказала большое влияние на формирование молодого музыканта. После одного из ученических концертов, на котором присутствовали Н.Г.Рубинштейн и П.И.Чайковский, Петр Ильич подозвал к себе Сашу и, как вспоминал А.А.Литвинов, «осыпал похвалами мою игру». В период занятий у Ф.Лауба А.А.Литвинов был стипендиатом Н.Г.Рубинштейна, а после смерти Лауба перестал ее получать. Родители, не имея средств платить за обучение, решили забрать сына из консерватории. П.И.Чайковский, узнав причину, по которой мальчик перестал посещать занятия, сделал его своим стипендиатом, т.е. стал платить за его обучение.
  • 1979 год- окончил с малой серебряной медалью Московскую консерваторию и переезжает совершенствовать свое скрипичное мастерство в Петербург, к известному скрипачу Л.Ауэру Петербургской консерватории. Интересовавшийся композицией, посещал занятия теории и композиции у Н.А.Римского-Корсакова.
  • 1882 год - окончил Петербургскую консерваторию со званием свободного художника.
  • 1882-1902 годы - вернувшись в Москву, был принят в Большой театр, сначала на место 1-й скрипки, а затем, блестяще выдержав ряд конкурсов, назначается «солистом балета». Эта должность, теперь упраздненная, состояла в том, что солист оркестра во время исполнения балетного адажио вставал за специальный пульт так, что его хорошо было видно из зала, и играл соло. Часто выступал он и как скрипач-солист. Кроме того увлекается дирижированием, проводя все свободное время за чтением партитур и берет частные уроки у известного дирижера Артура Никиша.
  • 1886 год - начинается его дирижерская деятельность. Он дирижирует студенческим оркестром Московского университета, различными любительскими оркестрами.
    • Конец ХIХ - начало ХХ века отмечены в Москве интенсивной музыкальной жизнью, активное участие в которой принимают С.Рахманинов, А.Скрябин, Ф.Шаляпин, Л.Собинов, А.Нежданова. Гастролеры — Гофман, Бузони, Фр.Крейслер, Изаи, Тибо, Казальс. В консерватории еще живы традиции, заложенные ее великими основателями Н.Г.Рубинштейном, П.И.Чайковским, С.И.Танеевым. Наибольший расцвет его творческой и музыкально-общественной деятельности также приходится на этот период.
  • 1891 год - будучи в Клину у П.И.Чайковского, он поделился с ним идеей создания «Общества любителей оркестровой, камерной и вокальной музыки», которую Петр Ильич одобрил.
  • 1895 год - учреждает в Москве «Общество любителей оркестровой, камерной и вокальной музыки». Общество выросло под его руководством в большой коллектив, насчитывающий около двухсот музыкантов.
  • 1895-1917 годы - дирижером и руководитель общества. В эти годы он способствовал возникновению в Москве камерных кружков, вспоминая, что после одного из концертов у Л.Н.Толстого в ясной Поляне, где играл 1-ю скрипку в квартете, он получил на память сочинение Толстого «Детство, отрочество, юность» с собственноручными надписями Л.Н.Толстого и его жены С.А.Толстой.
  • 1902 год - окончив двадцатилетний срок своей службы в оркестре Большого театра, он вышел в отставку и посвятил себя исключительно концертно-исполнительской деятельности. Начиная с этого времени, он дирижировал не только в Москве, но и во многих городах России: Петербурге, Киеве, Ростове-на-Дону, Харькове, Кисловодске, Нижнем Новгороде, Казани. В концертах исполнялись произведения Франка, Дебюсси, Сен-Санса, Форэ, Грига, Сибелиуса, Верди, Чайковского, Римского-Корсакова, Скрябина, Аренского. «Русская музыкальная газета» писала о нём как об одном из лучших русских дирижеров. Известные музыкальные критики Н.Кашкин и С.Кругликов отзываются в эти годы о нём как о выдающемся, талантливом и первоклассном дирижере.
  • 1918 год - принимает предложенный ему пост заведующего Нижегородским музыкальным округом и директора Нижегородской консерватории. Не оставляет он и дирижерскую деятельность, проведя цикл Бетховенских концертов и цикл концертов из произведений Чайковского.
  • 1921 год - получает приглашение в Казань на должность заведующего музыкальной секцией по художественному образованию и заведующим двухступенной государственной музыкальной школой.
  • Апрель 1922 года - путем частичного слияния этой школы с Восточной консерваторией было образовано новое музыкальное учебное заведение - Восточный музыкальный техникум, с которым и была связана его деятельность до конца жизни.
  • 1922-29 годы - директор Казанского музыкального училища.
  • Умер 25 мая 1933 года в Казани.

Творчество

  • В 1920-е годы в техникуме шла напряженная работа: пересматривались методические установки, обновлялись учебные программы и планы. Восточный музыкальный техникум сосредоточил в себе основные педагогические силы Казани и занял ведущее положение в области музыкального образования на Востоке России. Состав преподавателей техникума, окончивших в основном Петербургскую и Московскую консерватории, позволил обеспечить высокий профессиональный уровень преподавания. Во всех музыкальных начинаниях, которые предпринимались в эти годы в Казани, в центре событий оказывался он. Кроме организаторской и педагогической работы им неоднократно предпринимались попытки создания симфонического оркестра.
  • 17 июля 1922 года - в саду «Эрмитаж» состоялся первый концерт симфонического оркестра под его управлением, с участием учащихся музыкального техникума. В программе были представлены: симфония Гайдна Ре мажор, фортепианный концерт Сен-санса, скрипичный мендельсона и арии из опер. Солистами выступили учащиеся техникума: Кремер (скрипка), Е.И.Рогожкина (фортепиано), Кашеварова, Лейбов, Орлова (пение).
  • Январь-февраль 1923 года - состоялось еще несколько концертов, в одном из которых прозвучал концерт Грига в великолепном исполнении солистки В.Литвиновой (дочери дирижера).
  • Апрель 1923 года - организовано «Татарское музыкальное общество» («ТатМузО»), одной из задач которого было устраивать музыкальные собрания и концерты. С наступлением летнего сезона общество предполагало устройство вечеров симфонической музыки с участием симфонического оркестра (до 50 человек) и приглашением солистов, а зимой —- периодических симфонических концертов по понедельникам. Он был избран председателем дирекции этого общества и дирижером.
  • 18 июня 1923 года - открытием летнего сезона «ТатМузО» в саду «Эрмитаж» стал симфонический концерт под его управлением с участием солистов — артиста оперы Н.И.Скибицкого и пианистки В.Литвиновой. В программе были: симфония Калинникова, Лирическая сюита и фортепианный концерт Грига, арии из опер Гуно и Римского-корсакова. Было проведено семь симфонических концертов, но из-за недостатка средств (существовали только на членские взносы) и поддержки они развития не получили.
  • 1925 год - коллектив авторов Газиз Альмухамедов, Василий Виноградов, Султан Габаши закончена первая татарская опера «САНИЯ». Либретто Газиза Альмухамедова. Первая постановка её состоялась летом этого же года и была осуществлена силами артистов Татарского драматического театра с участием солистов симфонического оркестра и хора Восточного музыкального техникума. В опере много подлинно национальной татарской музыки, которая принесла ей успех. Интерес к опере был проявлен и за границей. Редактор музыкального еженедельника «Jede Woche Musik» обратился к директору техникума А.А.Литвинову с просьбой прислать снимки отдельных сцен из оперы и ноты характерных арий, а также портреты авторов и участников «САНИИ». * Декабрь 1925 года - берлинский журнал опубликовал несколько снимков.
  • 1926 год - при «Посредрабисе» состоялось совещание представителей разных музыкальных организаций. Правление в составе Александра Литвинова, Рувима Полякова, Л.А.Слуцкого постановило: срочно приступить к созданию симфонического оркестра.
  • 22 ноября 1926 года - симфонический оркестр в составе 54 музыкантов дал первый концерт. В программе были произведения Гайдна, Моцарта, Литольфа, Глинки. В рецензии отмечалось, что «в значительной мере первым успехом своим оркестр обязан опытности темпераментно и тонко дирижировавшего концертом А.А.Литвинова».
  • 1930 год - состоялась премьера второй татарской оперы «ЭШЧЕ (Рабочий)», написанной авторами «САНИИ». Первые оперы, несмотря на некоторые недостатки, сыграли положительную роль в развитии профессионального искусства Татарии. Ему и руководимому им коллективу преподавателей и учащихся Восточного музыкального техникума принадлежит большая роль в пропаганде оперного искусства и татарской национальной музыки.
  • Начиная с 1925 года - Музыкальным техникумом под его руководством был осуществлен ряд оперных постановок в концертном исполнении. Все концерты проходили с большим успехом. Это:
    • «Фауст» Гуно (1925)
    • «Аида» Верди (1926)
    • «Русалка» Даргомыжского (1927)
    • музыка Чайковского к сказке Островского «Снегурочка» (1928)
  • Кроме дирижерской и общественной деятельности много сил он отдавал педагогической деятельности. Большой труд он вложил в дело воспитания молодых татарских музыкантов: Салиха Сайдашева, Хасби Фазлуллина, Загида Хабибуллина. Подготовил плеяду выдающихся музыкантов, среди которых были Георгий Виноградов (Москва), солисты Мариинского театра: Народная артистка РСФСР О.Кашеварова и Н.Тихонов, артисты оркестра: В.Парашин (скрипка), М.Федотов (фагот), М.Островский (флейта), М.Курбатов (контрабас) и другие.

Признание

  • Заслуженный артист Татарской АССР (1926) ему, первому в Татарии, было присвоено это звание за большие заслуги в области артистической, педагогической и организационной деятельности
  • 1961 год - по инициативе директора Музыкального училища Ильяса Аухадеева было отмечено 100-летие со дня его рождения. В актовом зале университета состоялся концерт, посвященный этой дате. Симфонический оркестр учащихся Музыкального училища исполнил симфонию Шуберта си минор, увертюру Бетховена «Прометей» и фортепианный концерт Листа № 1. Солисткой выступила его внучка Эльза Литвинова. Вступительное слово о нём прочитала музыковед училища Г.Б.Иванова.

Источники