КҮН (Кожа)
КҮН (Кожа), КӨН (День), КҮН (Конь)
Сельсовет, сельское поселение, населённый пункт, праздник
- «КҮН» в переводе с татарского языка означает «Кожа», «КӨН» - «День, Освещенный солнцем» и, вероятно, произошла трансформация названия от «КӨН» через «Кун» в «Конь»
- ЯҢА КӨН (Новый день) - НӘҮРҮЗ (Навруз)
- КҮН АВЫЛ СОВЕТЫ (Конский сельсовет)
- КҮН АВЫЛ ҖИРЛЕГЕ (Конское сельское поселение)
ПИТРӘЧ РАЙОНЫ (Пестречинский район)
КҮН (Конь)
Село, административный центр Конского сельсовета Пестречинского района Татарстана
- Основано в Первой половине XVП века (ТЭС)/Известно с 1648 года (ТЭ)
- По свидетельствам старожилов, предки жителей села жили на территории нынешнего села Вознесенское Высокогорского района, а когда Иван Четвертый Грозный завоевал Казань, издал указ «отселить татар подальше» и они были вынуждены перебраться за сорок верст сюда – в «Конь-деревню», расселились на высоком берегу реки МИШӘ (Мёша, Дубняк). Вокруг этого места росли непроходимые леса и это, вероятно, и спасло население от насильственного крещения.
- Там, где сейчас расположились улицы села в низине, когда–то был дремучий лес, болото, а на возвышенности вдоль, пробивалось множество родников. Все было окружено дремучим лесом и поэтому эта возвышенность, освященная солнцем, выделялось сразу.
- Статус:
- До 1920 года - село Селенгушской волости Лаишевского уезда Казанской губернии Российской империи и РСФСР
- 25 июня 1920-24 годы - село Больше-Салтанской волости Лаишевского кантона Автономной Татарской Советской Социалистической Республики
- 1924-30 годы - село Пестречинской волости Арского кантона Автономной Татарской ССР
- 10 августа 1930-2005 годы - административный центр Конского сельсовета Пестречинского района Татарстана
- с 31 января 2005 года - административный центр Конского сельского поселения Пестречинского района Республики Татарстан
- Находится:
- в 5 км к Юго-Востоку от ПИТРӘЧ (Пестрецы)
- на левом безымянном притоке реки МИШӘ (Мёша, Дубняк), правого притока реки ЧУЛМАН (Кама)
- в народе этот приток называют «Инеш»
- Население:
Год | 1782 | 1859 | 1897 | 1908 | 1920 | 1926 | 1949 |
Население, чел. | 110 душ мужского пола |
824 | 1 315 | 1 248 | 1 555 | 1 379 | 1 317 |
Год | 1958 | 1970 | 1979 | 1989 | 1997 | 2002 | 2017 |
Население, чел. | 1 434 | 1 392 | 1 223 | 998 татары |
905 | 860 |
- Культура, образование, медицина, религия и история:
- Средняя школа, директора:
- 1946-56 годы - М.Г.Шамкин
- 1956-66 годы - Гусман С.Гимадиев
- 1966-70 годы - Габдрахман З.Камалиев
- 1970-73 годы - Хужи И.Исмагилов
- 1973-97 годы - Рашида В.Галявиева
- 1997-2005 годы - Раис М.Багаутдинов
- 2005-09 годы - Д.А.Муртазина
- с 2009 года - Илдар Гаязович Бикмухаметов
- Средняя школа, директора:
История школы начинается с 1892 года. До 1892 года в селе Конь не было ни школ, ни медресе. Детей грамотности обучал сельский мулла в своём доме, причем только мальчиков. В 1892 году мулла Сунгатулла Ярулла на свои деньги построил отдельное, новое небольшое здание – медресе, где обучал только мальчиков. Первыми учителями в этом медресе были: сам мулла - Сунгат Ярулла, вместе с ним - Мубаракша Валиулла и Файзуллин Ярулла. Девочек обучали отдельно от мальчиков в доме муллы, их обучала жена муллы - абыстай. В 1897 году меценат Ахметсафа Хусаин помог построить первый в районе каменную мечеть, недалеко от мечети построили - медресе. Первым учителем нового медресе был мулла Габдулкадыр Гисмати. Детей учили - Хамит Яруллин, Насыбулла Сафиуллин. В 1905 году прозвенел последний звонок для первых выпускников нового медресе. Среди первых выпускников были Галиахмат Мухамадиев, Ибрагим Халими – первый заведующий районного отдела образования. Всего в новом медресе было три выпуска. Третий, последний выпуск закончили будущие учителя Ибрагим Галиев, Гаффар Сабитов. А Гафур Сабитов, взяв на себя ответственность, начинает работать председателем сельского совета в селе Конь, потом в селе Чита и до 1943 года, до последних своих дней, председателем коллективного хозяйства в селе Шали. В 1918 году и завершается история второго Конского сельского медресе. В 1917 году после Октябрской революции по декрету В.И. Ленина открылась первая начальная школа. Первыми учителями начальной школы были: Ахматша Ахметзянов, Ибрагим Галиев, Халим Ибрагимов - все они выпускники муллы Габдулкадыра Гисмати. Ахматша Ахметзянов до этого преподавал в Тюлячинском районе в селе Метеске, там он был первым учителем великого татарского писателя Ф. Хусни. Потом он вернулся в свою родную деревню и начал обучать детей грамотности. В 1933 году Ахматша Валишин первым в районе построил типовую школу. В 1938-1939 учебном году школа была преобразована в семилетнюю, а в 1939-1940 учебном году школа стала средней. Первые учителя: Вадут Мифтахов - писатель, Фирдаус Болгарская – дочь великой татарской артистки Гюльсум Болгарской. В 1977 году в селе Конь было построено новое здание школы. 7 мая 2008 года Конской средней школе присваивается имя Героя Советского Союза, защитника Брестской крепости во время Великой Отечественной войны, майора П.М. Гаврилова. В 2008 году, благодаря главе Пестречинского муниципального района Насыбуллину Ш.Г, школа приобрела иной вид, был произведен евроремонт.
- Дом культуры
- Детский сад
- Библиотека
- XVШ - Первая половина XIX века:
- жители относились к категории государственных крестьян
- занимались - земледелием, разведением скота, кузнечным промыслом
- Начало ХХ века:
- Очень интересны названия лугов, родников, колодцев, гор, мостов. Например, луг, который простирается недалеко от фермы, называется «Котларчу». Мужчина по имени Котлый выкорчевал пни для этого луга. Интересна история «Логинова болота». Между Пестрецами и селом Конь в сосновом бору есть болотистое место. Около этого места была большая драка между пестечинцами и местными мужчинами. В результате был убит Логинов. С тех пор эта местность называется Логиново болото. Все это произошло в годы первой русской революции. «Айтуганова гора». На краю самой первой улицы, возвращаясь из леса дровом, Айтуган остался под опрокинувшейся телегой и погиб. С тех пор эта гора и носит имя Айтугана. «Исмагилов колодец». Этот колодец в 3-4 км от села. Его выкопал мужчина Исмагил. «Мельничный родник». Раньше на этом месте была мельница. «Колодец святых». Это источник воды, которым пользуются жители села. Напротив этого колодца, на другом берегу ручья есть могилы. Говорят, что это могилы святых. Теперь уже неизвестно, кто здесь похоронен. Эти могилы окружены решеткой 2-3 метровой высоты. «Санкин мост». Человек по имени Александр был кузнецом. Его дом и кузнеца были рядом с этим мостом. В селе кузнецами были русские, татарам не разрешалась работать в кузнице, скорее всего, боялись, что будут делать себе оружие. А мост назвали его именем. По селу Конь течет речка Инеш. Имеется колодец "Изгеляр". Водой население в основном обеспечивается из родника, водовод от которого проведен почти в каждый дом.
- 1966 год - построены новые здания Дома культуры и правления колхоза
- Создана строительная бригада из 50 чел. во главе с Ханафи Валиуллиным, имена строителей: Гильмутдин Хайриев, Габдулла Нургалиев, Мансур Сафиуллин, Фарзи Мухутдинов, Галимулла Гиниятов. Были построены: животноводческий городок, два коровника с механизацией, в Альведино магазин, молочный завод, склад для газовых баллонов, склад для сохранения минеральных удобрений с вместительностью 300 тонн, 20 жилых домов для колхозников
- 1977 год - построена новая двухэтажная школа
- 1980 год - открыли памятник Петру Гаврилову
- 1989 год - в дома жителей села провели газ
- Сельское хозяйство:
- Начало ХХ века: земельный надел сельской общины - 2 029 десятины
- Коллективизация:
- 1929 год - колхоз «КЫЗЫЛ ЯШЬЛӘР (Кзыл Яшьляр)», создание связано с именем Габдулхака Валиева
- 1931 год - создается ещё один колхоз «Марс», полевые работы велись вручную, механизации почти не было, была молочная ферма, но в основном занимался производством картофеля, овощей, зерновых
- 1932-33 года - были урожайными, и забота о куске хлеба отошла на второй план, а в республике к 1933 году объединению подлежало 25 процентов крестьянских хозяйств
- 1939-49 годы - всего из села ушли на фронт 371 мужчин и в первый же год войны колхозы на сельскохозяйственных работах были вынуждены использовать ручной труд, применять лошадей, а также крупный рогатый скот. Многие сельские труженики, в основном женщины, при уборке хлеба серпами выполняли нормы на 120…130%. Их называли «КЫЗЫЛ УРАКЧЫЛАР (Красные жнецы)», им давали красные флажки. Ракия Аюпова во время войны и после неё долгое время работала бригадиром, а в начале войны ей было 18 лет. Бригадир Минзифа Исмагилова, в начале войны ей было 17 лет, после войны работала продавщицей в магазине.
- Весной 1942 года - по призыву молодых трактористок Ставрополья началось Всесоюзное социалистическое соревнование женских тракторных бригад: в селе работали женщины-трактористки Рабига Исмагилова, Магижихан Галиакберова, Гильминиса Вагапова, машины были без кабины, работали и ночью, и под дождем, и под солнцем
- Вскоре с войны вернулись раненые мужчины, в том числе вернулся в 1943 году Сиразиев Ахмадулла Нигъматович и стал работать председателем колхоза. Рабочих рук не хватало. Женщины уходили надолго из села копать оборонительные рубежи. Даже 8…9-летние мальчики после учебы и во время каникул работали в поле. В селе тогда не было спичек и у кого из трубы дома шёл дым, то к нему бегали дети попросить уголь. Нужно было готовить горячую еду. Не было соли, муки, крупы. Люди собирали крапиву, гнилую картошку, семена некоторых сорняков и готовили лепёшек.
- 1944 год - в селе было три колхоза - колхоз «Марс», колхоз «Ильдар», колхоз «КЫЗЫЛ ЯШЬЛӘР (Кзыл Яшьляр)»
- 1949 год - происходит объединение в один колхоз «Марс»
- После 1953 года - политика государства по отношению к колхозам изменилась: исключение из колхозов было запрещено, выплаты по трудодням были освобождены от налога, налог на приусадебные участки колхозников был уменьшен и стал вдвое ниже, чем у рабочих и служащих.
- Новый устав сельхозартели 1956 года - разрешил колхозникам самим определять размеры приусадебного участка, количество скота, находящегося в личной собственности, минимум трудодней, а обязательные поставки и натуроплаты заменил закупом, изменились и принципы оплаты труда в колхозах: вводилось ежемесячное авансирование и форма денежной оплаты по дифференцированным расценкам труда
- 1966 год - оплата по трудодням была заменена гарантированной оплатой труда
- Председатели колхоза:
- Сибгатуллин Жамил Ханифович
- 1971-78 год - Шарипов Малик Хатипович
- 1981-89 годы - Баязитов Миргазиян Саетгалиевич
- 1989-90 годы - Бакиров Рафаэль Сайфуллович
- 1980 год - хозяйство переименовали в колхоз «имени Петра Гаврилова»
- В колхозе он одним из первых начал применять оросительную систему и на полях работали 7 фрегатов, 2 из них в полях села ӘЛБӘДӘН (Альведино)
- Полеводство
- Молочное скотоводство
- Промышленность:
- Известные люди:
- Лучшие доярки колхоза:
- Бикмухаметова Асия Нурмухаметовна - награждена орден «Ленина» (1973), Орден «Трудового Красного Знамени» (1971)
- Евдокия Галиева
- Альфинур Исмагилова
- Асия Сиразиева
- Асия Сиразиева – ударник коммунистического труда
- Кавалеры ордена «Трудовой Славы» Ш степени - Е.Галиева и А.Галиева
- Галимов Мухамматша – механизатор, делегат XXШ съезда КПСС
- Фирдаус Болгарская - журналист, педагог, переводчик, заведующая редакцией учебно-педагогической литературы Татарского книжного издательства, Заслуженный работник культуры Татарской АССР, Отличник народного образования Татарской АССР, член Союза журналистов Татарской АССР
- Лучшие доярки колхоза: