Христианизация
ХРИСТИАНИЗАЦИЯ народов Среднего Поволжья и Приуралья
политика религиозной унификации народов, проводимая со 2-й пол. 16 в. русским правительством и православной церковью с целью культурной ассимиляции.
После взятия Казани (1552) были разрушены мечети, проведены первые акты насильственного крещения. Усилению Xристианизации способствовали открытие Казанской епархии в 1555 и Наказная память Ивана IV казанскскому архиепископу Гурию о методах проведения Xристианизации. Этого оказалось недостаточно для успешной Xристианизации мусульман, которые в большинстве своем не желали креститься.
- Попыткой усилить Xристианизацию стала Грамота «О новокрещёных татарах» царя Фёдора от 18 июля 1593 года:
- «ГРАМОТА царя Фёдора Ивановича от 18 июля 1593 года» «О новокрещёных татарах , об отведении для них особых пашен и истреблении мечетей». Предписывала новокрещёных татар Казанского уезда, не утвердившихся в православной вере, поселить в отдельной слободе в Казани, построить церковь, наказывать за отход от христианства, бить, заключать в тюрьму, заковывать в цепи. Мусульманам не разрешалось иметь крепостных из православных, было запрещено принимать мусульман на службу, ссужать деньгами. Воеводам было приказано разрушить все мечети, находившиеся в Старотатарской слободе и вплоть до 1740-х годов использовалась как обоснование для разрушения мечетей.
Резкий поворот в проведении Xристианизации наметился после принятия Соборного Уложения 1649 и царских грамот 2-й пол. 17 в. о предоставлении права продажи поместий только русским людям и крещёным инородцам (1653), о переходе выморочных поместий некрещёных землевладельцев к их крещёным родственникам (1654), о вознаграждении за принятие крещения татар и др. иноверцев землями, отбираемыми у некрещёных родственников, об отмене поместных прав землевладельцев-мусульман (1683), об освобождении новокрещён от холопства (1684).
В 1-й четверти 18 в. с указов Петра I (1713, 1715, 1720, 1722) начинается новый этап Xристианизации. В 1730 в Свияжске начала действовать Комиссия по новокрещёнским делам.
Наибольшего размаха Xристианизация получила в период деятельности Луки (Конашевича). Началось разрушение мечетей (к 1744 в Казанском уезде из 536 мечетей было разрушено 418), опустошение мусульманских кладбищ и т.п.— фактически религиозный геноцид. Шла активная подготовка миссионерских кадров в Казанской славяно-латинской школе (созд. в 1723), которая в 1733 была преобразована в духовную семинарию.
В результате предпринятых мер к середине 18 в. подавляющее большинство чувашей, марийцев, мордвы и удмуртов приняло христианство (татары, в основном, сохраняли верность исламу).
Насильственная Xристианизация стала одной из причин антиправительственных выступлений татар (см. Башкиро-татарские восстания, восстание Батырши 1755-56 годов, Крестьянская война 1773-1775 годов).
Во 2-й половине 18 в. даётся разрешение возводить мечети (указы 1756, 1759), в 1788 открывается Оренбургское магометанское Духовное Собрание.
С начала 19 в. основном акцент делался на удержание новокрещёных в рамках православия. Против отпавших от православия применялись административно-судебные меры. Готовились кадры миссионеров, выпускалась огромными тиражами православная литература на татарском языке (особенно после открытия в 1812 Библейского общества в Казани).
Во 2-й половине 19 в. Xристианизация приобретает новые черты, главной целью которой становится русификация. Несмотря на интенсивное наступление на ислам, правительству и церкви не удалось добиться коренного изменения ситуации. Массовый отход крещёных татар от православия в 19—нач. 20 вв. и принятие ислама представителями других народов Поволжья и Приуралья стали основной причиной созыва в 1910 "Особого совещания по выработке мер противодействия татарско-мусульманскому влиянию в Поволжском крае".
Позднее Xристианизация была приостановлена революционными процессами 1917. См. также Грамота «Об освобождении казанских татар от земских податей и повинностей»