САРАЙ (Дворец)

(перенаправлено с «КЫРЫМ-САРАЙ (Крым-Сарай)»)
Перейти к: навигация, поиск

САРАЙ (Дворец)

Населённые пункты, газета и река

АРЧА РАЙОНЫ (Арский район)

САРАЙ-ЧОКЫРЧА (Сарай-Чекурча),
САРАЙ-ЧОКЫРЧА (Дворец-Углубление)

Село Арского района Татарии

БАУЛЫ РАЙОНЫ (Бавлинский район)

КЫРЫМ-САРАЙ (Крым-Сарай),
ЗУР ЕПИФАНОВ (Большая Ефановка)

Село Бавлинского района Татарии

Год 1859 1889 1908 1920 1926 1938 1949 1958 1970 1979 1989 1997 2002
Население, чел. 1 877 1 714 3 657 3256
совместно с жителями
деревни
ЮГАРЫ КЫРЫМ-САРАЙ (Верхний Крым-Сарай)
841 2 420 1 977 1 039 808 682 612
татары —23%
русские - 71%
532 541
  • Культура, образование, медицина, религия и история:
    • Средняя школа
    • Дом культуры
    • Библиотека
    • До 1861 года:
      • жители относились к категории государственных крестьян
      • занимались - земледелием, разведением скота
    • Начало ХХ века:
      • земская школа
      • две церкви
      • церковно-приходская школа
      • восемь водяных мельниц
      • базар по понедельникам
  • Сельское хозяйство:
    • Начало ХХ века - земельный надел сельской общины - 6 629 десятин
    • Полеводство
    • Молочное скотоводство
    • Свиноводство
  • Промышленность:
  • Известные люди:

БОЛГАВАР РАЙОНЫ (Благоварский район)

САРАЙЛЫ МУТАЛЫПОВО (Сарайлы-Муталыпово)

Деревня Балышлинского сельсовета Благоварского района Башкирии

Сарайлы-Муталыпово - старинная башкирская деревня, основанная потомками Дистана, младшего сына Канзафар-бия, предводителя минских башкир (башкиры-припущенники). Они по неизвестным нам обстоятельствам потеряли право на свои вотчины. В раздельном письме минских башкир к Великому князю царю Алексею Михайловичу в 1671-1672 годах указываются границы земель Дистана: «Еще я, Дистан, взял по Деме реке с Чупараклинского устья вверх до Ярышинского устья, по Деме реке по обя стороны, а которые впали в Уршак реку в малыя речки не вступаться». Отсюда совершенно ясно, что у них вотчины были. Однако после того, когда они потеряли свои вотчины, их припустили к своей земле по обоюдному согласию чубиминские башкиры - потомки князя Кадаша, другого сына Канзафар-бия. Есть предание, якобы в деревне Сарайлы первым поселился человек по имени Дистан, младший сын Канзафар-бия. Дистан жил во второй половине XVI века, они переселились из деревни Башкирские Тирмы в начале XVIII века. Поэтому Дистан никак не мог основать деревню, ее основали потомки Дистана, в частности человек по имени Моталып. С именем Дистана действительно связано многое. Земли, принадлежащие (приобретенные) населению Сарайлы, Балышлы, Удрякбаш, Шамеево относились к Дистановой тюбе Сарайлинской волости. Шамеевцы отделились от Балышлов в 1723 году. Долгое время потомки Дистана носили его имя как фамилию. В 1672 году сын Дистана Ахмуд (Махмуд) вместе с сыном князя Кадаша Янбакты уже в преклонном возрасте ездили в Москву к Великому князю и царю Алексею Михайловичу с раздельным письмом от одиннадцати родов минцев. Предание о том, что в 1565 году земельная грамота была выдана на имя Дистана, остается пока загадкой. Оно затем вошло в текст шежэрэ, переписанного и дополненного муллой Нигматзяном Курбангалеевым в 1861-1864 годах. Академик Р.Г. Кузеев пишет, что минцы появились в Предуралье, на Белебеевской возвышенности, в XIII-XIV веках. До этого они кочевали в степях между Аралом и Каспием (Башкирские шэжэре. Под ред. Р.Кузеева. Уфа, 1960 г.). Об этом рассказывают и многочисленные народные предания, в частности, о том, что предки жили в этих местах более 200 лет назад, еще до вхождения в состав Русского государства; или предание внучки Даута о том, что она является 25-м коленом от первого поселенца - предка, который явился сюда из Средней Азии, а ее (Хумайри) внучка Лейля - 27-м. А Лейля Уразаева (урожденная Ишбулатова) из деревни Староусманово сама сейчас является бабушкой, стало быть, можно вести речь о 29-м или 30-м колене. Минцы — башкиры. Это все признавали — и Иван IV, и историки-исследователи. Все исторические документы оформлены на имя минцев-башкир. Имеется письменное сообщение о том, что 40 дворов сарали-минцев Мензелинского уезда переселились в бассейн реки Дема (МИБ. Т. IV, ч.1. С. 349). Отсюда и двойное название деревни - Сарайлы-Муталыпово. Муталып - основатель двух деревень - Староусманово и Сарайлы (Сарайли; название башкирского рода — Саралы-Мец). Согласно ведомостям башкирских и мишарских кантонных начальников и земских исправников о численности башкир, мишарей и тептярей по 8-й ревизии (1841-1842 годов), мишари этой деревни жили на земле, купленной по договору у Куркулиминской волости в вечное владение. Кроме того, в 1809 году по договорному письму от башкирцев-вотчинников 3-я команда тептярей (68 ревизских душ) также имели припуск. За ними было закреплено 1020 десятин земли. Таким образом, население деревни по составу становится смешанным. Еще в 1795 году в Сарайлы-Муталыпово проживали в 13 дворах 114 (мужчин — 60, женщин — 54) душ башкир, в 11 дворах 69 (39 и 30) тептярей, две семьи (7 и 5) мишарей. По сведениям 7-й ревизии (1816 г.), деревня Сарайлы-Муталыпово входит в состав 8-го башкирского кантона Уфимского уезда Оренбургской губернии команды старшины Даута Ахмерова Курбангулова. В команде от сарайлинцев было 125 душ башкир обоего пола. Мещеряки были в команде Гибетуллы Муртазина (42 души). В 1834 году в деревне башкир было 237 (мужчин - 127, женщин - 110), мишарей — 39 (22 и 17), тептярей — 68 ревизских душ. В 1850 году при 8 дворах - 44 мишарей. По сведениям 10-й ревизии (1859 г.), деревня входила в состав 24-го башкирского кантона, 13-й юрты из башкир. В том году в 89 семьях взято на учет 561 (мужчин - 305, женщин - 256) житель деревни. В 1870 году по тем временам деревня уже довольно крупная - 95 дворов, 632 жителя, в т.ч. 444 башкира и 188 тептяря. В деревне имелись мечеть, училище (мэдресе). В 1902 году 295 ревизских душ приписаны к военному званию. А в 1906 году зафиксировано наличие земского училища, мечети, водяной мельницы, 2 кузниц, 2 хлебозапасных магазинов, 2 бакалейных лавок. Количество дворов - 205, численность населения - 1147.

  • Основана
  • Статус:
  • Находится:
  • Население:
  • Культура, образование, медицина, религия и история:
    • филиал Дома дружбы народов Республики Башкортостан – башкирский историко-культурный центр «Сарайлы» имени Канзафар-бия
    •  :
      • занимались - земледелием, разведением скота
    • Начало ХХ века:
  • Сельское хозяйство:
    • Коллективизация:
  • Промышленность:
  • Известные люди:

САРМАН РАЙОНЫ (Сармановский район)

САРАЙЛЫ (Сарайли),
САРАЙЛЫ-БИКМӘТ (Сарайли-Бикметево)

Село Сармановского района Татарии

Год 1816 1859 1870 1897 1920 1926 1938 1949 1958 1970 1979 1989 1997 2002 2008
Население, чел. 115
душ
мужского
пола
385 443 776 982 1 072 1 028 750 662 652 510 334
татары
305 370 342
  • Культура, образование, медицина, религия и история:
  • Сельское хозяйство:
    • Начало ХХ века - земельный надел сельской общины - 146,5 десятины
    • Полеводство
    • Молочное скотоводство
    • Свиноводство
  • Промышленность:
  • Известные люди:
    • Ильдарханова Флюра Амировна - директор Научно-исследовательского центра семьи и демографии Республики Татарстан

ТУКАЙ РАЙОНЫ (Тукаевский район)

ЯҢА САРАЙЛЫ (Новые Сарайлы)

Деревня Тукаевского района Татарии

Река КЫРЫМ-САРАЙ (Крым-Сарай)

Река Татарии, левый приток реки ДИМ (Дымка)

Газета «САРАЙ (Дворец)»

Газета на татарском языке

Источники