КАСТИНӘЙ (Костенеево)
КАСТИНӘЙ (Костенеево, Костенево), ИНӘЙ
Административный центр Костенеевской волости Вотской автономной области РСФСР
- Основано в XVП веке и известно с 1680 года
- О названии села Костенеево живет такая легенда:
«Более трехсот лет назад беглые крестьяне из Рязани обосновались на берегу Камы между Котловкой и Свиногорьем, люди были отчаянные, бедовые, начали приворовывать у Котловчан овец, те, естественно, возмутились и прогнали обидчиков. Добродетельные братья Яков и Константин или, как тогда говорили, Костянтин ушли и дали начало двум новым поселениям Костенееву и Яковлеву... Эти события нашли свое отражение в народной молве: коренные Котловчане Костенеевских до сих пор баранниками называют ...».
Говорят, в далекие времена в этих краях были большие леса, поэтому первым жителям пришлось выкорчевывать их, распахивать землю и засевать поля, так развивалось земледелие.
Население было русское. В центре села была церковь, основанная в 1722 году и названная храмом Иоанна Предтечи. Кроме Костенеева в приход церкви входили селения Мурзиха, Казыли, Черенга, Чирши. Жители окрестных сел входили в разряд государственных крестьян.
В 50-60-х годах восемнадцатого века они были приписаны к Ижевскому оружейному заводу. Среди приписанных крестьян росло недовольство, они отказывались идти на работу. Это движение проходило под лозунгом «Под заводом не быть».
Об этих событиях более подробно описано в рукописи жителя Костенеево, члена партии с 1919 года, Степана Григорьевича Кашина. Заглядывая в прошлое, он рассказывает о героической борьбе крестьян, длившуюся почти два года, о тех кровавых событиях, которые глубокими ранами были нанесены им, которые долго не заживали и ... «порождали не немую покорность, а затаенную ненависть и сопротивление, пусть даже пассивное. Мужики не собирались на сходы, как прежде, не сговаривались между собой, но в отношении заводской работы были единодушны - они отказывались работать.
Эти кровавые события были прологом надвигавшихся еще более грозных событий. Спустя десять лет в этих краях прокатилась крестьянская война под водительством Емельяна Ивановича Пугачева.»
В этих краях с началом крестьянской войны 1773-1775 годов действовал крупный отряд в 1700 человек под руководством Кузмета Ишметова.
В восемнадцатом и девятнадцатом веках и особенно в начале двадцатого века в Костенееве быстро развиваются различные промыслы, ремесла. Обработкой кожи занимался Тимофей Гладышев, маслозавод имел Павел Гладышев, шерстобитню - Василий Веревкин. Они нанимали до пяти человек работников. Жители разводили скот: лошадей коров, овец, птицу. Сеяли разные хлеба. Улучшались орудия труда, появлялись первые машины: жнейки, конные косилки, полностью металлические плуги. В качестве двигателя использовали ветряные и водяные колеса, а также коногоны.
В селе действовала церковноприходская школа, где учились одни мальчики. Позднее эта школа была преобразована в смешанное училище.
- О названии села Костенеево живет такая легенда:
- Статус:
- 1438-1708 годы - село Русского царства
- 1708-81 годы - село Козыльской волости Елабужского уезда Казанской губернии Российской империи
- 1781-96 годы - село Козыльской волости Елабужского уезда Вятского наместничества Российской империи
- 1796-1917 годы - село Козыльской волости Елабужского уезда Вятской губернии Российской империи
- ноябрь 1917-20 годы - село Козыльской волости Елабужского уезда Вятской губернии Российской империи РСФСР
- 4 ноября 1920-21 годы - село Вотской автономной области РСФСР
- март 1921-28 годы - административный центр Костенеевской волости Елабужского кантона Автономной Татарской ССР
- 1928-30 годы - административный центр Костенеевской волости Челнинского кантона Автономной Татарской ССР
- 10 августа 1930-44 годы - административный центр Костенеевского сельского совета Елабужского района Татарии
- Февраль-июнь 1944 года — административный центр Костенеевского района Татарской АССР
- 8 июня 1944-54 годы - административный центр Костенеевского сельского совета Мортовского района Татарской АССР
- с 19 ноября 1954 года - административный центр Костенеевского сельского совета Елабужского района Татарской АССР
- Находится:
- в 35 км к Юго-Западу от АЛАБУГА (Елабуга)
- на автомобильной дороге Казань-Уфа
- Население:
Год | 1859 | 1887 | 1905 | 1920 | 1926 | 1938 | 1949 | 1958 | 1970 | 1979 | 1989 | 1997 | 2002 |
Население, чел. | 1 230 | 1 516 | 1 415 | 1 170 | 1 160 | 844 | 534 | 411 | 352 | 454 | 483 (русские) |
560 | 533 |
- Культура, образование, медицина, религия и история:
- Средняя школа
- Дом культуры
- Библиотека
- Церковь «Рождества Иоанна Предтечи» - памятник архитектуры середины XVШ века
- 1722 год - построена
- конец 1930-х годов - закрыта
- 1944 год - возобновила службу
- XVШ-XIX века:
- жители относились к категории государственных крестьян
- занимались - земледелием, разведением скота, работали подёнщиками и бурлаками
- Начало ХХ века:
- школа
- библиотека (открыта в 1896)
- церковь
- «История этого края уходит в глубины древнейшего прошлого человечества. Более ста тысяч лет назад, в те времена, когда современные районы Татарии с Запада и Севера окаймляли толщи ледника, на берегах Волги и Камы появились первые люди - люди ашельской эпохи раннего палеолита.
С VШ по XШ век на берегах Волги и Камы, от устья рек Суры и Ветлуги на Западе, до верховий Белой и Камы на Востоке, продолжали обитать местные финно-угорские племена, археологически известные под именем ананьинских. Посёлки ананьинских племен, расселявшихся небольшими группами, обычно располагались по высоким, естественно укрепленным берегам реки, и нередко имели земляные укрепления. Такого рода поселки-городища в Татарии находятся, в частности, у сел Котловка на реке Кама и Свиногорье на реке Вятка.
Племена занимались земледелием и охотой. Кузнецы-металлурги, захоронения которых исследованы в могильниках у сел Ново-Мордово и Котловка, занимались добычей металла и изготовлением орудий, оружия и украшений из меди, бронзы и железа. Были распространены также орудия и различные поделки из кости и дерева. Для всех ананьинских поселений обычны обломки различной величины круглодонных чаш и горшков, нередко украшенных по верхней части ямочно-шнуровым орнаментом.
Исследователи обнаружили на каменных надгробьях изображения оружия, на могильниках военных вождей были изображены воины.
О названии села Костенеево живет такая легенда:
«Более трехсот лет назад беглые крестьяне из Рязани обосновались на берегу Камы между Котловкой и Свиногорьем, люди были отчаянные, бедовые, начали приворовывать у Котловчан овец, те, естественно, возмутились и прогнали обидчиков. Добродетельные братья Яков и Константин или, как тогда говорили, Костянтин ушли и дали начало двум новым поселениям Костенееву и Яковлеву… Эти события нашли своё отражение в народной молве: коренные Котловчане Костенеевских до сих пор баранниками называют…».
Говорят, в далекие времена в этих краях были большие леса, поэтому первым жителям пришлось выкорчевывать их, распахивать землю и засевать поля, так развивалось земледелие.
Население было русское. В центре села была церковь, основанная в 1722 году и названная «Храмом Иоанна Предтечи». Кроме Костенеева в приход церкви входили селения Мурзиха, Казыли, Черенга, Чирши. Жители окрестных сел входили в разряд государственных крестьян.
В 1750-60-х годах они были приписаны к Ижевскому оружейному заводу. Среди приписанных крестьян росло недовольство, они отказывались идти на работу. Это движение проходило под лозунгом «Под заводом не быть»».
- Сельское хозяйство:
- Начало ХХ века - земельный надел сельской общины - 3 500,6 десятин
- Полеводство
- Молочное скотоводство
- Известные люди: