КАЗАКЪСТАН (Казахстан)

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск

КАЗАКЪСТАН
(Ҡаҙағстан, Казакъстан җɵмһүрᴎятсы, Казахстан)




(Казахская Советская Социалистическая Республика, Казахская ССР, КССР, Республика Казахстан)

Государство, простирающееся от юго-востока Европы до Центральной Азии. По площади территории занимает 9 место среди государств мира. Располагается от восточной окраины дельты Волги на западе до Алтайских гор на востоке, от Западно-Сибирской равнины и южной оконечности Урала на севере до Тянь-Шаньской горной системы и пустыни Кызылкум на юге страны. Граничит на севере и западе с Российской Федерацией, на востоке — с Китаем, на юге — с Киргизией, Узбекистаном и Туркменией. Омывается водами внутриконтинентальных Каспийского и Аральского морей. Не имеет выхода в Мировой океан. Входил в состав Российской империи и СССР. Сейчас самостоятельное государство.
Герб Казахстана оба.jpg
Герб Казахская ССР.jpg
Герб Казахстан.jpg
Флаг Казахской ССР.jpg
Флаг Казахстана.jpg
Флаг и герб Казахской ССР.jpg
Флаг и герб Казахстана.jpg

Территория и население

Ахтуба
  • 2 млн 724,9 тыс. кв.км
  • от восточной окраины дельты Волги на западе
  • до Алтайских гор на востоке
  • от Западно-Сибирской равнины на севере
  • до Тянь-Шанской горной системы на юге страны.
  • столица Астана (ранее Алма-Ата)

В административно-территориальном отношении делится на

Экономико-географически делится на

  • Центральный
  • Западный
  • Восточный
  • Северный
  • Южный регионы

Доля населения страны других национальностей неуклонно сокращается с момента провозглашения независимости. Тому есть несколько причин:

  • Высокая рождаемость среди сельских казахов (естественный прирост составляет более 300 тысяч человек в год)
  • По специальной программе репатриаций в страну ежегодно прибывает более 100 тыс. казахов, всего в сопредельных странах проживает 5,5 млн казахов (каждый третий казах остался за пределами казахстанской границы)
  • С 2010 года правительство намерено ввозить и размещать в стране ежегодно 200 тыс. казахов
  • В целом за 30 лет по программе репатриации в страну должны прибыть 5 млн. казахов
  • Низкая рождаемость других этносов и их эмиграция из страны на историческую родину
В тыс. чел. на: 1989 год 1999 год 2009 год
Всего 16 465 14 955 16 005
Казахи 6535 7971 10 099
Русские 6228 4490 3797
Узбеки 332 370 457
Украинцы 896 549 333
Уйгуры 185 210 223
Татары 328 249 203
Немцы 958 356 178
  • Численность населения по состоянию на 1 января 2011 года составляла 16 433 тыс. человек
  • К 2018 году предполагается что численность населения в Казахстане достигнет 19 млн. человек.

Казахстан является светской поликонфессиональной страной. Основные, широко распространённые религиозные конфессии

  • ислам
  • христианство

Опрос 2009 года показал:

Ответы
об отношении к религии
Абсолютная
численность
тыс. чел.
Доля
в населении
%
Мусульмане 11 237,9 70,19
Христиане 4 190,1 26,17
Иудаисты 5,3 0,03
Буддисты 14,6 0,09
Другие 30,1 0,19
Атеисты 450,5 2,81
Нет ответа 81,0 0,51
ВСЕГО 16 009,6 100,00

Государственный строй

  • Унитарное государство с президентской формой правления. Президент является главой государства и Верховным Главнокомандующим.
  • Законодательную власть осуществляет Парламент. Состоит из двух Палат: Сената (верхняя) и Мажилиса (нижняя), действующих на постоянной основе.
  • Судебную власть осуществляют суды: Верховный Суд, областные, военные, городские, районные и специализированные суды.
  • Национальная валюта в Казахстане — казахстанский тенге.
  • Основные геополитические партнёры Казахстана — Тюркские страны, Россия, Европейский союз, США и страны Ближнего Востока.
  • Казахстан является членом ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, ЦАС, Организация Исламская конференция, ЕвразЭС, ШОС, СВМДА, организация — совет Тюркоязычных стран, Тюркский военный совет, Индивидуальный план партнёрства с НАТО (с 1994 года) и т.д.

История

На территории современного Казахстана появились ныне вымершие биологические виды гоминид (питекантропа, синантропа) в горах Каратау (Кызылтау, Кошкорган, Шоктас) и в Мугоджарах, Мангышлаке и современном Северном Прибалхашье — 1 млн. 800 тыс. лет назад.

Городское население Казахстана было представлено незначительно, большая часть вела полукочевой и кочевой образ жизни. Некоторые роды кочевали, не признавая государственных границ, в частности с Китаем. После Октябрьской революции, в период установления Советской власти в 1919—1922 годах разразился голод, вызванный с раскулачиванием крупных баев и бескормицей. Первый голод больше коснулся южного региона, хотя в той или иной мере пострадали все жители Казахстана. Погибло около одного миллиона человек.

Кампания по коллективизации в 30-х годах вызвала голод. Голод в Казахстане начался с середины двадцатых годов и достиг апогея в 1932—1933 годах при переходе к массовой и тотальной коллективизации, когда отбирался весь скот. В результате в 1931—1934 годах от голода погибло более 1 миллиона человек. Часть казахов, спасаясь от насильственной коллективизации и голода, ушла со стадами в Китай, Узбекистан, Россию, Афганистан, Иран и другие соседние страны, преследуемая частями Красной Армии, как «басмаческие отряды» и антисоветские элементы, некоторая часть ушла в российские области, где не было голода.

В годы Великой Отечественной войны в Казахстан эвакуировались многие заводы, фабрики и различные организации из европейской части СССР. В послевоенные годы, стала осуществляться индустриализация, строились шахты и заводы. На работы привлекались переселенцы из РСФСР.

В 1954 году было принято решение ЦК КПССС об освоении целинных и залежных земель, в Казахстане были созданы сотни совхозов и машино-тракторных станций (МТС). Для работы в них были направлены сотни тысяч переселенцев из России и Украины. Таким образом Казахстан стал единственной республикой на территории бывшего СССР, в которой титульная нация составила меньшинство.

Татары в Казахстане

В Казахстане - вторая по численности татарская диаспора в зарубежье. Здесь проживает около 250 тыс. татар (1,7%). Они представлены во всех 15 областях Казахстана и занимают в стране шестое место по численности.

Татарская диаспора, как и все диаспоры в Средней Азии, многослойная как по времени расселения, так и по исходным местам жительства. Здесь живут потомки казанских, уфимских и касимовских татар, мишар из бывших Нижегородской и Саратовской губерний. Имеется особая прослойка илийских татар, репатриированных в 50-х годах XX столетия из Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая (СУАР). Все они составляют единую диаспору.

Первые сведения о массовых миграциях татар в этот регион относятся к середине ХVIII века. Земля казахов привлекала татар благожелательным отношением коренного населения, близостью его языка, единой верой, сходством социальных и национальных чаяний.

Первоначальными точками расселения татар во второй половине ХVIII века был Уральск, с 1760 года царским правительством было разрешено заселение Иртышской линии, и татары устремляются в построенные на ней крепости Петропавловск и Семипалатинск. В конце следующего столетия в этих городах существовала развитая сеть татарских кварталов, мечетей, медресе и школ-мектебов. В 1862 году в Семипалатинске жили 6 тысяч человек, треть из них - татары. В 1915 году в Петропавловске было 65 тысяч жителей, 1/3 из которых также представляли татары. Потомки первых татарских переселенцев весь XIX век следовали дальше, вглубь казахской степи. Так возникли крупные диаспоры в Кокчетаве, Акмолинске, Павлодаре, Атбасаре. Во второй половине XIX века татары из Семипалатинска и Петропавловска стали селиться в Верном (ныне Алматы).

До революции много татар занимались мелким ремеслом, скорняжным делом, обслуживанием неотложных бытовых нужд населения. Основным занятием была все же торговля. Татарские купцы вели торговлю хлебом, мехами, кожей, коврами, тканями, галантерейными товарами, готовым платьем, кондитерскими товарами, восточными пряностями и специями, вытесняя из этих сфер торговцев из числа местных народов.

По мере вовлечения татар в социальную жизнь новых территорий в диаспорах выделялись лидеры, состоятельная часть мигрантов. По их инициативе в городах стали создаваться мусульманские общины, а затем и национальные центры, которые занимались удовлетворением религиозных и культурно-просветительских потребностей. Открывались не только медресе при мечетях, но и светские школы, создавались клубы, товарищества взаимопомощи и благотворительности, формировалась национальная общественная мысль, в наиболее передовых центрах которой - Уральске, Петропавловске, Семипалатинске - издавались газеты, книги, создавалась национальная интеллигенция.

Так, уроженец села Кайбицы Казанской губернии Мутыгулла Тухватуллин основал в Уральске Медресе «Мутыгия», в котором 11 лет учился и работал татарский поэт Габдулла Тукай. Это учебное заведение, как и Медресе «Мухаммадия» в Казани, Медресе «Галия» в [Уфе], Медресе «Хусаиния» в Оренбурге, стало кузницей кадров татарских просветителей конца XIX - начала XX века.

Уровень и качество знаний, даваемых в этих медресе, соответствовал вузовскому образованию своего времени. Татарский капитал широко проникал в Среднюю Азию. Татарские купцы Хусаиновы, Яушевы, Абдрашитов и другие открывали салотопни, мыловарни, скотобойни, склады и торговые дома в Костанае, Актюбе, Иргизе, Карабутаке. В историю татарского предпринимательства в Казахстане вошли имена Бирушева, Муратова, Акчуриных, Тюменевых, Шамсутдиновых, Давлеткильдеевых, братьев Табеевых, Валита Янгузарова (Петропавловск), Исхака Габдельвалиева, отца и сына Каиповых (Верный). Однако самую большую известность среди купечества дореволюционной России получила династия купцов и промышленников Мусиных из Семипалатинска.

Родоначальник династии, казанский татарин Муса Мусин начинал с выделки кож. Умирая в 1832 году в возрасте 92 лет, он оставил сыну Садыку приличное состояние. На эти деньги Садык открыл магазины в Семипалатинске, Аягузе, Зайсане, начал строить мукомольный завод, который пустили в эксплуатацию его сыновья. Дети Садыка Латиф, Фатых и Салим приумножили богатство семьи. Латиф Мусин, закупив более 50 пароходов и барж, наладил грузовое и пассажирское судоходство по всему Иртышу. Увлекся он и горным делом, развернув золотодобычу в рудниках Алтая и Восточного Казахстана. Вскоре в Семипалатинске, Змеиногорске, Усть-Каменогорске открылись принадлежащие ему ювелирные магазины. В его руках были сосредоточены и основные перевозки хлеба в Россию. Капитал постоянно увеличивался: в 1900 году Мусины имели в российских и казахских банках 2,5 миллиарда золотых долларов США.

Мусины отпускали огромные деньги на благотворительность. В 80-х годах XIX столетия в областном городе Семипалатинске насчитывалось свыше 5 тысяч бедняков. Раз в год Мусины выделяли каждой семье по два мешка муки, 40 килограммов сахара, чая и соли, 50 килограммов мяса. Один раз в году бедняки могли бесплатно проезжать со столованием на купеческих пароходах по всему судоходному пути - от китайской границы до Обской губы. Мусины выделяли средства на строительство мечетей, школ, спортивных сооружений, содержание учителей, направляли детей из бедняцких семей на учебу в Россию, Англию, США.

Мусины по праву входили в число 150 самых богатых семей Российской империи. После революции все их имущество было национализировано, но еще долго служили новой власти мукомольный завод и пароходы Мусиных.

После революции татары активно участвовали в государственном и культурном строительстве молодого казахского государства. Одним из создателей казахского алфавита является Мухамматбилал Хисамутдинов. Через татар в Казахстан проникло театральное искусство. В 20-х годах XX века самодеятельные театральные труппы были организованы в Петропавловске, Кустанае, Атбасаре, Павлодаре, Уральске, а в Алма-Ате работал татарский театр рабочий молодежи, в котором играли начинающие артисты будущего профессионального казахского театра. Североказахстанский татарский театр работал в 30-е годы в Петропавловске.

В послевоенное время притягательным мотивом для переселения татар стало бурное промышленное строительство во всех республиках Центральной Азии. В Казахстане татары устремились в шахты Караганды и Усть-Каменогорска, горно-рудные комбинаты Темиртау, Джезказгана, Шымкента, Джамбула (современный Тараз). Пиковым временем массового переселения татар из центральной части страны стали годы освоения казахской целины. В степи были созданы даже отдельные татарские совхозы.

Как в советское время, так и в современном Казахстане татары составляют элиту казахского государства. Гражданское и сельское строительство, дорожное хозяйство в республике возглавляли Фарид Галимов (ныне - сенатор), Махмут Муслимов и Шамиль Бикбулатов. Еще одним сенатором парламента Казахстана из татар является Рашид Ахметов. Выпечкой хлеба в южной столице долгое время руководил президент акционерного общества «Алматы-Нан» Равиль Хабибуллин. Предприятия торговли и общественного питания открыли в Алмате Фаридун, Наиль, Ильдар, Флюра Батыровы, Даниял Юничев и Турсун Габитов.

Одним из основоположников казахской профессиональной музыки является выдающийся татарский композитор Латыф Хамиди, создавший Государственный гимн Республики Казахстан. В оперном искусстве преуспевали Ришад и Муслим Абдуллины, Шамиль Шагалимов.

Казахская земля является родиной крупнейших деятелей музыкального искусства Татарстана:

Всенародное признание в Казахстане получили писатели

Ряд крупных средств массовой информации республики возглавляли видные журналисты

  • Ялкин Вафин
  • Вали Хуснутдинов

В историю казахской науки и техники вписаны имена

  • бывшего вице-президента Академии наук Республики Казахстан, директора института ядерной физики Шавката Ибрагимова
  • директора института микробиологии и вирусологии Альфарида Илялетдинова
  • директора Казахского НИИ офтальмологии Галима Ульданова
  • биолога Рауфа Гареева, участвовавшего в подготовке полетов человека в космос. Их имена занесены в «Татарский энциклопедический словарь».

Организации

В настоящее время в Казахстане 26 татарских и татаро-башкирских национально-культурных организаций. Татарскими обществами Казахстана проводится значительная работа по сохранению и развитию языка, культуры и традиций татарского народа. Самое крупное национальное объединений татар Казахстана

Национальные центры Петропавловска, Алматы, Павлодара, Усть-Каменогорска, Астаны открыли воскресные школы и классы изучения татарского языка.

  • Интересный опыт использования административных ресурсов для создания татарских классов в рамках государственной программы Казахстана «Воскресная школа «Возрождение»» накоплен и в других городах.

Большое внимание сохранению музыкальных традиций и наследия татарского народа уделяется татарскими обществами Алматы. Здесь вышли книги по истории и быту казахстанских татар, издан сборник их песен. Художественная проза и стихи, документальные очерки о татарах также созданы

  • Менгали Мусиным (Усть-Каменогорск)
  • Грифом Хайруллиным
  • Равилем Гузаировым (Алматы)
  • Раисой Бикмухаметовой (Петропавловск).

В 90-х годах Ассоциация «Идел» издавала газету «Фикер-Умет», существовали татарские приложения в некоторых областных газетах. Сейчас сохранилось лишь одна газета «Яшьлек», издаваемая на собственные средства председателя татаро-башкирского национально-культурного центра «Тан» города Астаны Равиля Манашова. Место национальных периодических изданий все больше занимают передачи татарстанского спутникового телеканала «Новый век», корпункт которой открывается в столице Казахстана Астане.

С широким размахом татары Казахстана отмечают национальный праздник Сабантуй. В 2004 году он состоялся в 13 областных центрах - Талдыкоргане, Уральске, Шымкенте, Кокшетау, Костанае, Актобе, Атырау, Алмате, Павлодаре, Семипалатинске, Петропавловске, Караганде и Астане.

Импульсом для активизации общественной жизни татар явилось проведение Года Казахстана в Российской Федерации (2003 год) и Года России в Казахстане (2004 год). В эти годы в Казани состоялись персональные выставки выдающихся татарских художников Казахстана Бахтияра Табиева и Камиля Муллашева, которые стали яркими событиями культурной жизни Татарстана.

Полотна наших земляков украшают лучшие выставочные залы Парижа, Москвы, Алма-Аты и Казани. Завершили Год России в Казахстане Дни Татарстана в этой республике. В рамках официальных мероприятий 28 октября 2004 года в Астане состоялась встреча Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева с представителями татарской диаспоры Казахстана. В ходе встречи лидерами национально-культурных обществ был озвучен ряд проблем национально-культурного развития. В их числе вопросы о включении праздника Сабантуй в число официальных общенациональных праздников Казахстана, открытии школ-лицеев интернатского типа с углубленным изучением татарского языка в городах Алмате, Шымкенте, Караганде, Петропавловке, сохранении и реставрации дома Тухватуллиных в Уральске, организации персональной выставки художника из Астаны Асгата Диникеева в Татарстане, поддержки инициативы татарских предпринимателей о создании Торгового дома «Татарстан» в Алма-Ате. Некоторые из этих предложений в настоящее время уже успешно решены.

Во время памятной встречи президента Татарии ряд активистов были награждены высшими государственными наградами Татарстана. Среди них руководитель татаро-башкирского центра «Дуслык» Северо-Казахстанской области Раиса Бикмухаметова. Эта энергичная женщина наладила нужный диалог с представителями республиканских Гос.органов и добилась исполнения многолетних чаяний земляков - изменения маршрута следования поезда Петропавловск-Москва через Казань.

Таких подвижников в Казахстане сотни. В числе них руководители и члены национальных центров

  • Валиахмет Мавлютин (Шымкент)
  • Габдулхай Ишмуратов (Усть-Каменогорск)
  • Минир Галеев (Павлодар)
  • Анвар Керейбаев (Караганда)
  • Равиль Курбангалеев (Актюбинск)
  • Светлана Тенишева (Уральск)
  • Галия Гизатуллина (Кзыл-Орда)
  • Хайрулла Ибрагимов (Талдыкорган)
  • Рафаил Аблаков (Астана)
  • Тауфик Каримов (Атырау)
  • Амир Халиков (Тараз)
  • Галимджан Тамендаров
  • Исмагиль Шарипов
  • Ильмират Вафин
  • Рабин Сафаргалеев (Алматы)

татарские предприниматели из

  • Алма-Аты Турсун Габитов и Равиль Багаутдинов
  • Шайхулла Нутфуллин из Уральска и многие другие.

Все национальные организации Казахстана работают в тесном сотрудничестве с Полномочным представительством Татарстана в Республике Казахстан.

Следует отметить, что благодаря демократическому законодательству Казахстана, толерантным традициям казахского общества, в том числе равному функционированию двух государственных (казахский и русский) языков, а также - в немалой степени - личной дружбе президентов Татарстана и Казахстана, татары в этой стране чувствуют себя довольно комфортно, о чем свидетельствует небольшой поток миграции.

Литература

  • Рерих Ю.Н. История Средней Азии. Москва, 2004
  • Кузьмина Е.Е. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе, 1986
  • Геродот. История в 9 книгах, кн. IV. Москва, 1972
  • Руденко С.И. Горноалтайские находки и скифы. М.-Л., 1952
  • Гумилев Л.Н. История народа хунну. Москва, 2004
  • Гумилев Л.Н. Древние тюрки. Москва, 1967
  • Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Джунгарской степи. СПб, 1866—96, 7 томов
  • Безертинов Р.Н. Древнетюркское мировоззрение Тэнгрианство. Казань, 2006.
  • Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Кипчакская Степь в 945?1225 гг., Алма-Ата, 1980.
  • Татаро-монголы в Азии и Европе (Тихвинский С. Л.), Москва, 1977.
  • Бартольд В.В. Тюрки. Алма-Ата: Жалын, 1998.
  • Гийом де Рубрук. Путешествие в Восточные страны в лето Благости 1253
  • Златкин И.Я. История Джунгарского ханства. М., 1964
  • Бекмаханов Е.Б. Присоединение Казахстана к России. Москва, 1957
  • Стрелкова И.И. Чокан Валиханов (серия ЖЗЛ). М., 1983
  • Алаш-Орда. Сборник документов (сост. Н. Мартыненко), Кызыл-Орда, 1929, (переизд. «Айкап», Алма-Ата, 1992)
  • Тархов С.А. Изменение адм.-территориального деления России в XIII—XX вв. Москва, 2004
  • Пресса Казахстана и России

Источники