ЗӘҢГӘР МӘЧЕТ (Голубая мечеть)
«ЗӘҢГӘР МӘЧЕТ (Голубая мечеть, Четвёртая соборная)»
Мусульманское культовое сооружение в Казани, памятник татарской культовой архитектуры
- Казань, Наримана Нариманова, 98
- Название получила по цвету стен
- 1815-19 годы - построена в стиле классицизма на средства казанского купца Ахмета Исхакова.
- Архитектор неизвестен.
- Двухэтажная двухзальная мечеть-джами с трёхъярусным минаретом на крыше.
- 1864 год - расширена и перестроена на средства купца Абдульманнафа Мустакимова.
- 1907 год - расширена и перестроена на средства купца Абдрахмана Ишмуратова.
- 1930-е годы - минарет разобран.
- В советское время использовалась под жильё.
- 1993 год - используется по назначению.
История
Двести лет назад жители Старо-татарской слободы Казани в районе современной улицы Наримана Нариманова, расчистив место старого гумна, заложили фундамент деревянной мечети.
В послеханской истории города открылся четвертый официально зарегистрированный мусульманский приход, объединивший в основном небогатый люд, недавних крестьян, покинувших родные деревни в поисках заработка и теперь уже прочно обосновавшихся в губернском центре.
Именно их скромные жилища положили начало Большой Мещанской улице, ныне - Наримана Нариманова, в дальнейшем одной из самых значительных в татарской части Казани.
С годами в махалле (приходе), население которой стремительно росло, оформились свои неписаные законы и традиции, появились авторитетные лидеры из числа разбогатевших торговцев.
- 1815-19 годы - один из них, купец Ахмед Исхаков, перевез уже обветшавшее здание прежней деревянной мечети в деревню Суыксу, а на её месте воздвиг существующий каменное здание. Эта крупная для того времени Постройка из-за характерного окраса фасада стала именоваться «Голубой» мечетью.
- С ее возникновением началась негласная конкуренция прихода с другими, более древними и богатыми махаллями:
- «АПАНАЙ МӘЧЕТЕ (Апанаевская мечеть)»
- Юнусовской - «МӘРҖАНИЯ (Марджания)»
Следуя их примеру, прихожане «Голубой» мечети не скупились в средствах на содержание крупного учебного заведения и высокообразованных имамов.
- Шигабутдин Марджани в этой связи указывал на две династии мусульманских священнослужителей, руководивших общиной на протяжении целого столетия.
- В числе первых из них был мулла Габденасыр Рахманкулов.
- Он родился в деревне Бикеево Тетюшского уезда, ныне Камскоустьинского района Татарстана.
- Учился в медресе деревни Каргалы под Оренбургом.
- 1825 год - приехал в Казань, где стал исполнять обязанности имам-хатиба и мударриса при четвертой мечети.
- До его приезда медресе в приходе еще не было. Габденасыр хазрат впервые учредил здесь конфессиональное училище, а местные купцы - Юсуф и Курбан-Гали Арсаевы - построили для него отдельное здание.
- 1825 год - можно ориентировочно считать годом возникновения старейшего казанского медресе, известного ныне как медресе «Халидия».
- 1835-50 годы - после смерти Габденасыра Рахманкулова муллой мечети стал его брат Хабибулла Рахманкулов (1780-1850).
- 1850-64 годы - после смерти Хабибуллы Рахманкулова муллой мечети стал Хаммад Халитов - уроженец деревни Янасала Тетюшского района, ныне Камскоустьинского района Татарстана.
- 1864 год - Хаммад Халитов умер, и его место занял последний имам из фамилии Рахманкуловых - Гиясетдин бине Хабибулла.
- Гиясетдин хазрат был любимым учеником Шигабутдина Марджани. Выдающийся ученый очень тепло отзывался о своем воспитаннике и, характеризуя его как шакирда писал: «Он учился целеустремленно, старательно, с большой ответственностью, отдавая наукам всего себя... В течение короткого времени проявил незаурядные способности... и вырос в крупного богослова...»
- 1864-70 годы - Гиясетдин Рахманкулов прослужил в «Голубой» мечети шесть лет и скончался.
- 1864 год - Хаммад Халитов умер, и его место занял последний имам из фамилии Рахманкуловых - Гиясетдин бине Хабибулла.
- 1870-1917 годы - вплоть до Октябрьской революции на должности имам-хатиба четвертой мечети были потомки Хаммада Халитова.
- 1870-94 годы - Закир Хаммадович Халитов.
- 1894-1917 годы - его сын Ибрагим Закирозич Халитов.
- В числе первых из них был мулла Габденасыр Рахманкулов.
- Начало XX века - в приходе, насчитывавшем 780 душ мужского пола при 89 домовладельцах, практически не имелось крупных купцов и промышленников, кровно заинтересованных в каких-либо реформах. Населением, большинство которого составляли мелкие кустари и ремесленники, руководили, по существу, торговцы средней руки. Такие, как например, Мухаметзян Ахмеров, прозванный современниками за оголтелый фанатизм и невежество «Королем Сенного базара».
- Кстати, артист Габдулла Кариев, играя роли баев-самодуров, использовал Мухаметзяна Ахмерова в качестве прототипа для создания своих сатирических образов.
- Кстати, артист Габдулла Кариев, играя роли баев-самодуров, использовал Мухаметзяна Ахмерова в качестве прототипа для создания своих сатирических образов.
В таких условиях священнослужителям не представлялось возможным проводить самостоятельную политику, заниматься нововведениями и тем более реформой. В силу социального положения, завися от прихожан, как в материальном, так и в юридическом плане, муллы не могли открыто противодействовать воле людей, избравших их в духовные пастыри. Такая позиция, конечно же, вызывала негодование у прогрессивной интеллигенции, отдельные представители которой в полемическом запале порой ставили на одну доску непримиримость мракобесов-кадимистов и осторожность трезво мыслящих лидеров мусульманской общины.
- Но сегодня уже ясно, что категорических оценок здесь быть не может. Ведь именно династия имамов Халитовых, служивших в приходе, где было особенно негативное отношение к сценическому искусству, дала нашей культуре:
- одного из первых татарских драматургов, видного просветителя Фатиха Халиди
- Народного артиста СССР Фуада Халитова