БИШБАЛТА (Пять топоров)

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск

БИШБАЛТА (Пять топоров)

Деревня, а ныне микрорайон Казани

  • Основана до нашей эры
  • Этот микрорайон относится к числу старейших в городе Казани.
  • Археологические изыскания, которые провёл в этих местах историк и археолог Альфред Халиков показала, что селение существовало не менее тысячи лет назад – еще в те времена, когда на кремлевском холме только появилось белокаменная крепость.
  • В этом селе издавна жили татарские мастера по дереву – «БОЛТА ОСТАСЫ (Мастер топора)», то есть плотники, лесорубы, столяры.
  • В те времена, когда вокруг стояли дремучие леса и Казань почти сплошь была деревянной, работы для плотников и столяров хватало.
  • Поспешно бишбалтинские плотники стали специализироваться на строительстве речных судов разного типа.
  • Селение быстро росло и развивалось и стало большим селом лесорубов, плотников и корабельных дел мастеров. Здесь были прекрасные дубовые и сосновые леса, и предки казанских татар строили из них свой торговый и военный флот. Этому во многом способствовало и географическое расположение: рядом протекала могучая Волга, по которой сплавляли строительный и корабельный лес, и куда спускали построенные суда. К тому же возле селения находилась достаточно просторная и удобная бухта, где могли останавливаться крупнотоннажные речные и военные корабли.
  • Многочисленные источники свидетельствуют о том, что деревня еще с болгарских времен стала центром судостроения. Русские источники называли построенные здесь суда насадами, учанами и ладьями.
    • Если надо было возить зерно, соль и другие сыпучие и объемистые грузы, использовали большие корабли – насады.
    • Когда надо было перевозить дорогие товары – текстиль, меховые изделия и т.д. пользовались судами средних размеров – учанами и эти же суда в случае необходимости – перевозили и воинов.
    • Ладьи же – более мелкие суда – ходили по малым рекам и на них перегружали товары, когда надо было плыть вглубь страны.
  • Память о судах, сделанных в Казани, еще долго сохранилась в явно татарских названиях типов судов, ходивших по Волге: пабусы, кербаши, мишани, бафьши, каюки, карбасы. Последние – это тяжелые суда, которые мощным корпусом ломали тонкий лед.
  • Очень жаль, что улица Бишбалтинская в 1930-х годах в Адмиралтейской слободе исчезла из топонимики города, и об этом названии знают только старики, а ныне эта улица Большая.

Источники