Аухадеев Ильяс Ваккасович

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
Ильяс Әүхәдиев
(1904-1968)

ИЛЬЯС ӘҮХӘДИЕВ
ИЛЬЯС ВАККАСОВИЧ АУХАДЕЕВ

(1904-1968)
(Ильяс Вәккәс улы Әүхәдиев)
Дирижёр, скрипач, педагог, директор Казанского музыкального училища, Заслуженный деятель искусств Татарской АССР, Народный артист Татарской АССР

Биография

Аухадеев и Кайбицкая
Казанское музыкальное училище
  • Родился:
    • Казанское музыкальное удилище - 25 ноября 1904 года в деревне Новые Шашлы неподалеку от Арска Казанской губернии.
    • ТЭ - 26 октября (8 ноября) 1904 года в деревне Малые Шаши Казанской губернии.
    • Его родители Сагди-Ваккас и Лутфи-Камал обладали исключительным природным музыкальным даром. Отец прекрасно пел и слыл в округе признанным знатоком народных песен. Мать играла на гармонике. Маленький Ильяс с раннего детства проявлял большой интерес к музыке, которая влекла его к себе гораздо больше, чем обычные детские забавы.
    • Муж Галии Кайбицкой
    • Отец Эрика Аухадеева и Раушании Аухадеевой.
  • В 1908 году - семья в поисках лучшей жизни переехала в Среднюю Азию, поселившись вначале в Ташкенте, а затем в Чимкенте.
    • Здесь юный музыкант окунулся в колоритный восточный мир, отличавшийся от весьма аскетичного татарского быта многокрасочностью, богатством музыкальных традиций, обилием инструментов. Мальчик осваивает узбекский и казахский инструментарий, не расстается и с традиционными татарскими народными инструментами. Отец покупает Ильясу настоящую концертную гармонику, а коммивояжер Аглиулла Хабиб, обративший внимание на длинные ловкие пальцы мальчика и его тягу к музыке, дарит ему скрипку. В знак посвящения Ильяса в музыканты он напел мальчику старинную песню «Биби Гайша», запавшую в душу ребенка на всю жизнь.
  • В 1918 году - он записывается в оркестр при русско-киргизском техникуме, где играет на домре и мандолине
  • В 1919 году - поступает в только что открывшуюся народную консерваторию, педагогический костяк которой составили петербургские музыканты.
  • 1926 год - окончил Ташкентское музыкальное училище.
  • 1931 год - окончил Ленинградскую консерваторию по классу скрипки у профессора М.Н.Гамовецкой, одной из старейших представительниц ауэровской (Ауэр Леопольд Семёнович) школы, закончившей Петербургскую консерваторию в 1889 году.
    • В период учёбы играл в симфоническом оркестре Ленинградской консерваториию.
    • Ленинград сыграл важную роль в формировании его творческой индивидуальности, не только воспитав его эстетический вкус, но и закалив серьезными испытаниями. «Колыбель революции» раскрыла молодому музыканту наряду со своими великими культурными традициями и новые зловещие тенденции, которым ему предстояло противостоять в своей профессиональной деятельности. Во второй половине 1920-х годов в Ленинграде активизировалась деятельность «Российской Ассоциации Пролетарских Музыкантов» (РАПМ), боровшихся с влиянием «буржуазной идеологии» в искусстве. В 1928 году после вынужденного отъезда А.Глазунова за границу в консерватории была проведена чистка от «мелкобуржуазных элементов», в которую попал и он. Одновременно он был уволен и из Дома Просвещения народов Востока, где он работал музыкальным руководителем. И хотя через некоторое время он был восстановлен на учебе и работе (после получения положительной характеристики из Чимкента), все же он успел непосредственно на себе испытать оборотную сторону и все издержки большевистского культурного строительства, став на всю жизнь противником вульгарно-материалистических взглядов на культуру.
    • Ленинград стал знаменательным городом для него еще одним событием, связанным с его личной жизнью и указывающим насколько глубоко он соприкоснулся в своей духовной эволюции с русским универсуумом. При косвенном участии А.Глазунова он познакомился с семьей потомков Михаила Ивановича Глинки, где нашел свою первую любовь. Этот союз оказался недолговечным. В 1931 году он перенес тяжелое заболевание ревмокардитом и ему в настоятельной форме было рекомендовано сменить влажный климат Ленинграда на более умеренный. По совету друга, скрипача Х.Губайдуллина, поступившего в консерваторию из Казани, выбор пал на столицу Татарстана. Однако к такому повороту событий молодая семья оказалась не готова, и музыкант покинул Ленинград в одиночестве, не ведая о том, что от этого несостоявшегося брака позднее родится дочь. (Об этом он узнал лишь в конце своей жизни. Однажды к нему на работу пришла молодая стройная женщина, представившись пра-правнучкой Глинки и его собственной дочерью от Р.)
  • С 1931 года - работал в оркестре Татарского академического театра и преподавал в Казанском музыкальном техникуме.
    • Возвращение на родину сыграло судьбоносную роль в его жизни. Музыкант окунулся в атмосферу, насыщенную бурными событиями культурного строительства в республике. Дипломированного скрипача стразу же ставят концертмейстером оркестра татарского драматического театра, в котором в то время были сосредоточены национальные музыкальные силы. Музыкальным руководителем театра и дирижером оркестра был выдающийся композитор Салих Сайдашев, через которого в татарскую культуру притекали мощные импульсы духовного обновления. С его деятельностью был связан расцвет музыкальной драмы и комедии, становление симфонического искусства, которые перевернули жизнь татарского общества, придав ей светский характер.
    • Появление дипломированного музыканта, прошедшего школу А.Глазунова, преобразило оркестр, поставив работу на новый, более высокий профессиональный уровень. Он становится правой рукой Салиха Сайдашева, взяв на себя бремя забот по формированию оркестра, занятий с оркестровыми группами, редактированию нотных партий. Именно в этот период в театре ставятся пьесы «НАЁМЩИК» Тази Гиззата и «КАНДЫР БУЕ (На реке Кандре)» Карима Тинчурина, где божественная музыка Салиха Сайдашева становится равноправным участником драматического действия. Оркестр театра выступает также с публичными концертами татарской музыки, привлекая массового слушателя и оживляя культурную жизнь Казани. По своему уровню он сближается с городским «русским» симфоническим оркестром. Его концертная деятельность в эти годы не ограничивается игрой в качестве концертмейстера оркестра Салиха Сайдашева. Он выступает также как солист, дебютировав в Казани знаменитым скрипичным концертом Ф.Мендельсона, который исполнялся им с городским оркестром под управлением Александра Александровича Литвинова (10.06.1861, Москва - 25.05.1933, Казань) и Салиха Сайдашева.
    • Работа в театре счастливо свела скрипача с ведущей актрисой и замечательной певицей Галией Кайбицкой, ставшей его верной спутницей по жизни и соединившей музыканта духовными нитями с кругами прогрессивной татарской интеллигенции. Это была исключительно гармоничная, красивая, отмеченная провидением пара, которая объединила двух близких по духу и дарованию могикан, излучающих свет и доброту.
  • 1936-41 и с 1948 года - директор Казанского музыкального училища.
  • В связи с намеченной на 1941 год Декадой татарского искусства в Москве И.В.Аухадеева переводят директором и главным дирижером оперного театра, видя в нем не только талантливого, но и опытного организатора, доказавшего свою состоятельность в работе Казанского музыкального училища.
  • 1941-48 годы - директор Татарского театра оперы и балета.
    • 1941-44 годы - Главный дирижёр.
  • Умер 3 февраля 1968 года в Казани.

Творчество

Признание

Источники