Колпинский Анатолий Петрович

Материал из Милләттәшләр
(перенаправлено с «Анатолий Колпинский»)
Перейти к: навигация, поиск

АНАТОЛИЙ ПЕТРОВИЧ КОЛПИНСКИЙ
(1894–1974)

Педагог, трубач, профессор

Биография

Творчество

  • Вел специальные классы трубы, валторны, тромбона, тубы, курс методики преподавания игры на духовых инструмента.
  • Он является основателем класса трубы в Казанской консерватории. В своей педагогической деятельности он уделял большое внимание искусству исполнения и технике игры на духовых инструментах, что в первую очередь определяется, как он говорил, постановкой дыхания и работой дыхательного аппарата. Две его научно-методические разработки, правда, не были изданы, а лишь отпечатаны на машинке и в таком виде до сих пор хранятся в библиотеке Казанской консерватории. Но в свое время они принесли большую пользу его ученикам и последователям. Это:
    • «Исполнительское дыхание и работа дыхательного аппарата при игре на духовых инструментах»
    • «Школа игры на трубе и корнете»
    • Он опирался на труды великого русского физиолога академика Павлова. И это во многом определило его подход к обоснованию сути исполнительского процесса.
      • «Исполнительство на духовых инструментах, - говорил он, - сложный психофизиологический акт. В основе его лежат закономерности рефлекторной деятельности и процессы, связанные с развитием исполнительского аппарата. Как любые другие процессы, совершающиеся в организме, они находятся под регулирующим и контролирующим влиянием коры головного мозга. Выработка определенных исполнительских навыков закрепляется сложными условными рефлексами. Чем прочнее эти рефлексы, тем тоньше рефлекторный анализ, тем точнее происходит исполнительский процесс».
      • Он часто повторял, что «исполнительство, которое не контролируется психикой, является просто механическим, сухим проигрыванием звуков, не вызывающим и не передающим эмоции. Прежде чем произвести реальный звук, надо воспринять его воображением и услышать внутренним слухом. Тогда мозг, управляемый двигательными нервами, дает указание мышцам, языку, губам, дыханию. Таким образом звук можно произвести с точной интонацией».
    • Опытный музыкант, он тонко различал малейшие неточности и исполнении - в атакировке, интонации, динамике, и учил путем тонкого рефлекторного анализа устранять их.
      • Постановка исполнительского дыхания являлась для него первостепенной задачей при обучении игре на духовых инструментах. Он требовал от исполнителя не только свободного владения дыханием, но и хорошей взаимосвязи дыхания с работой губ и артикуляцией под контролем слуха, без чего невозможно, как он говорил, выполнение художественных исполнительских задач. Он не уставал объяснять своим ученикам физиологические основы процесса дыхания, когда легкие, бронхи, полость рта, носоглотка служат резервуаром накопления воздуха для звукообразования, а мышцы брюшного пресса, диафрагмы и реберные мышцы являются источником энергии, приводят в движение накопленный запас воздуха и побуждают его с большей или меньшей скоростью выходить через отверстие губной щели наружу, в мундштук или трость инструмента, производя звук.
  • Труды:
    • «Исполнительское дыхание и работа дыхательного аппарата при игре на духовых инструментах»
    • «Школа игры на трубе и корнете»
    • «17 этюдов для трубы с фортепиано»
    • «Ежедневные упражнения для валторны и трубы, ансамбля духовых инструментов»
    • Обработки и переложения для различных духовых инструментов
  • В его классе получили образование:
    • 23 трубача
    • 11 валторнистов
    • 4 тромбониста
    • 1 тубист
    • 2 исполнителя на ударных инструментах
  • Среди учеников:
    • А.Величко
    • В.Праченко
    • Н.Филиппов

Признание

Источники